90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

Греки живут на территории Узбекистана уже две с половиной тысячи лет

Греки живут на территории Узбекистана уже две с половиной тысячи лет

«Фергана» продолжает рассказ о многочисленных этнических меньшинствах, населяющих Узбекистан. Сегодня речь пойдет о греках. И о своем знакомстве с ними снова рассказывает фотограф из Санкт-Петербурга Алина Тарабаринова.

Греческая диаспора в Узбекистане...

Звучит сюрреалистично, особенно если не знаешь истории. Каждая встреча с узбекским греком — в Ташкенте, Чирчике или в Денау — была для меня открытием. Какие сюжеты, дороги, скитания, потери, какие судьбы! Какие сильные и волевые характеры у героев, прошедших путь от Греции до Узбекистана и оказавшихся в вынужденной эмиграции, которая началась в конце сороковых годов прошлого века... Война, приюты, детдома, смерти, ожидания, мечты — все это было в их жизни, было наяву, а не во сне.

Неблагонадежные народы

Первые греки появились на территории современного Узбекистана еще во времена походов Александра Македонского (согласно «Этническому атласу Узбекистана», первыми греками на этой территории стали жрецы Аполлона — бронхиды, переселенные сюда еще в V веке до нашей эры; при Александре Македонском началось уже массовое переселение греков. — Прим. «Ферганы»). 

В XIX веке греки проникали сюда вместе с русскими переселенцами. Однако настоящая диаспора сформировалась тут только в советские времена. В 1944-45 годах греков вместе с другими «неблагонадежными» народами Крыма — татарами, немцами, болгарами — начали депортировать на Урал, в Сибирь и в Центральную Азию. В конце сороковых вслед за крымскими греками в азиатские степи отправили и остальных «понтийцев» — из Грузии, Ростовской области, Кубани.

Однако собственно в Узбекистан греки начали массово прибывать после того, как коммунисты потерпели поражение в гражданской войне в Греции в 1949 году. Приезжали греки из числа так называемых «партизан» — среди них были те, кто еще с начала Второй мировой войны сражался и с итальянскими фашистами, и с немцами.

Поначалу в страны соцлагеря были отправлены дети «партизан». Позже советские власти организовали вывоз самих бойцов через Албанию в Одессу, откуда их поездами отправляли в Ташкент. Всего таких политэмигрантов оказалось около 12 тысяч. Однако в середине 1950-х к ним из детдомов Чехословакии, Польши, Румынии привезли греческих детей.

Тайный код

К началу 1960-х в Узбекистане проживало уже больше 20 тысяч греков. Жили они по большей части обособленно — в так называемых «греческих городках», которых в одном Ташкенте было несколько (согласно «Этническому атласу Узбекистана», всего в Ташкенте, Чирчике и Янгиюле было создано 14 «греческих городков». — Прим. «Ферганы»). После падения греческого режима «черных полковников» в 1974 году и особенно после распада СССР в 1991-м многие предпочли уехать — кто на историческую родину, кто в Россию. Тем не менее греки в Узбекистане живут и сегодня.

Что можно сказать о них в нескольких словах?

Греки шумные, разговорчивые, открытые, улыбчивые, музыкальные.

Греки в Узбекистане — гостеприимные.

Кофе и вино, вино и кофе — неизменный атрибут их встреч.

Греческих городков здесь почти не осталось, греческий язык — как тайный код.

Место встречи — Ташкентское городское общество греческой культуры. Здесь встречаются те, кому небезразлична память.

Нам удалось пообщаться с оставшимися в Ташкенте детьми политэмигрантов и греками-понтийцами — спасибо за помощь Катерине Николау. Как это было, можно узнать, посмотрев наш документальный фильм.

 

Храм и его прихожане

А потом был Денау — город в Сурхандарьинской области Узбекистана. В основном здесь проживают таджики и узбеки. Сам город шумный и голодный, немного похож на Дели в Индии — и даже рикши имеются.

Тем невероятней впечатление от православного храма Покрова Пресвятой Богородицы, который греки строят в самом центре города. Вокруг аптеки, аптеки, аптеки, сигналят машины, кричат дети, все бегут куда-то сломя голову... Но стоит зайти в ворота храма — и тебя настигает тишина. И, кажется, замирает само время.

Настоятель храма — Леонид Химониди. Его сын Григорий участвует в жизни прихода, помогает отцу. Приход этот сегодня пока немногочисленный. Было даже такое, что на праздничную службу в Вербное воскресенье никто из прихожан так и не явился. По традиции, в этот день храм украшают цветами, которые приносят люди (в России в этот день обычно несут ветки вербы. — Прим. «Ферганы»). И вот идет служба, отец Леонид со своим помощником читают молитву, и наступает момент, когда нужно освящать цветы. А цветов-то и нет, не принесли! Но вдруг взгляд настоятеля падает на потолочную балку, и он видит, что на ней возникли ростки. Чудо? Пожалуй, что и так. Позже люди даже специально приезжали издалека — смотрели, трогали, даже на вкус пробовали чудесные ростки.

Когда наконец храм будет достроен, это станет настоящим праздником. Потому что греки — это православная вера. И потому что храм этот нужен людям.

PS: Пока материал готовился к публикации, скончался (погиб в ДТП в Ташкенте) один из героев нашей истории — Андонис Марудис. Редакция «Ферганы» приносит свои соболезнования родным и близким покойного.

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: https://fergana.agency/photos/108255/

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Валентин Борисович Богатырев

Богатырев Валентин Борисович

Руководитель аналитического консорциума «Перспектива»

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
70-е

место занимает Таджикистан в мировом рейтинге рабства «Global Slavery Index-2013»

«

Август 2019

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31